Глобализация и империализм
Глобализацию сегодня большинство ученых и специалистов связывают с процессом формирования, организации, функционирования и развития всемирной системы экономических и социальных отношений. [1,16]
Идейные основы глобализации коренятся в древнейших представлениях о возможности объединения людей, взаимосвязи людей между собой, существовании единой надличностной системы законов. [2,37]
О вероятности возникновения такого социально - экономического процесса, говорилось еще в 19 веке. Тенденции формирования мировых рынков, интернационализации экономики, роста взаимосвязи и взаимозависимости национального и мирового хозяйства были вскрыты в работах Дж. Гобсона, Р. Гилфердинга, К. Каутского.
Однако следует отметить, что отношения между людьми бывают двух типов. Первый тип отношений - отношения равные, равноправные, свободные, которые основаны на взаимопонимании, взаимоприятии и часто связаны с достижением общей цели. Второй тип отношений – отношения соподчинения, манипулирования, управления, когда есть ведущий и ведомый, главный и второстепенный, более свободный и более зависимый.
В контексте мирового развития отношений процесс глобализации, также, чисто теоретически, имеет два варианта развития. Первый вариант: в общую копилку человечества вносятся проекты, обобщающие исторический, культурный, хозяйственный, социальный, политический, национальный, религиозный опыт различных народов и государств. Это можно было бы назвать "соборной моделью" глобализации или "соборной глобализацией". Такие отношения


связаны с окультурацией, политической и экономической многовариантностью с сохранением самостоятельности этносов и государств. Второй вариант связан с разработкой определенной частью человечества социально-экономических законов, правовых и этических принципов отношений и распространение этого, добровольно или принудительно, на весь мир. При этом формируется иерархия отношений, осуществляется культурная экспансия через рекламу, происходит монополизация экономики.
Развитие «глобальных» отношений, например, в России, прежде всего, связано с рекламой, а не с культурным обменом между народами. Это, например, реклама международных брендов: Пепси-кола (рекламный слоган: «Бери от жизни все»), Кока-кола (рекламные слоганы: «Вливайся» и «Отказаться невозможно»). Такие компании, как Volkswagen перед своими дочерними предприятиями в России ставят задачи не только продажи товара, но и продвижение корпоративных ценностей. [3,4] При этом почему-то процесс культурного обмена не затрагивает копирования американского, уходящего корнями в протестантизм, трудолюбия и искренности в общении. Так же не распространяется в России немецкий культ чистоты и французская галантность общения. Кстати, и в Европе и в Америке проникновение элементов культур других этносов происходит крайне медленно и фрагментарно. Если многие молодые россияне говорят по - английски, то в подавляющем большинстве своем американцы и многие европейцы не имеют представления даже о географическом расположении России, не говоря уже о культуре. Более того, и в Европе и в Америке создаются искусственные ограничения процессов оккультурации.
Следует признать, что международные отношения в настоящее время развиваются по второму варианту. Формирование финансовой
олигархии и фактическая монополизация экономики, закрепление экономического неравенства между государствами, передача природных ресурсов в частные руки было спрогнозировано еще в начале 20 века В.И.Лениным. Такое общество он назвал империализмом. Это и есть достаточно точное определение современных социальных и экономических процессов, называемых глобализацией.

(Пастухов А.Л. – преподаватель гуманитарных дисциплин Челябинского монтажного колледжа).

Литература:
1. Гатауллин Р.Ф., Ишмуратова В.Г. // Глобализация и национальные интересы России. Издательство «Восточный Университет». Уфа. 2004. С180.
2. Рахматулин Р.Ю. // Глобализация и национальные интересы России. Издательство «Восточный Университет». Уфа. 2004. С180.
3. Петров А.И. // Восточные ворота. 2004. 16 мая С.4
глобализация
глобальные процессы
 

Hosted by uCoz