Глобализация в мировоззрении человека
Мировоззрение современного человека в процессе развития человеческого познания приобретает все более глобальный характер. Человек, находясь в «со-бытии» с различными объектами окружающей действительности, и в первую очередь с другими людьми, постоянно, в процессе познания, расширяет свое знание об окружающем мире. А знание, которым в результате процесса познания располагает человек, формирует его мировоззрение и предопределяет его поведение. [1,1]
Кроме этого в процессе познания человек, как познающий субъект, вступает в отношения, взаимосвязи, а иногда и взаимоотношения или взаимодействие с различными объектами окружающей действительности, и в первую очередь с другими людьми. И чем больше известно человеку о других людях тем: во – первых, с большим их количеством он сможет вступать во взаимосвязи и взаимоотношения; во – вторых при этом будет увеличиваться количество взаимосвязей и тем самым будет возрастать взаимосвязь и даже взаимозависимость во взаимоотношениях и взаимодействие. Количественный предел отношений между людьми связан с количеством человеческих индивидов проживающих на земле и временными параметрами.
Следует отметить, что процесс познания имеет несколько стадий. Во-первых, это начало процесса или включение, то есть тот момент, когда объект попадает в поле человеческого восприятия и фиксируется органами чувств. При этом происходит физиологическая настройка системы восприятия на объект на уровне безусловных рефлексов. Происходит мироощущение и мировосприятие, составляющее первый, эмоционально-чувственный компонент мировоззрения.
Во-вторых, происходит накопление базовой информации (достаточное на данном этапе отображение суммы сигналов от объекта) и передача информации в головной мозг.
В-третьих, после этого, человеческим мозгом производится анализ всей поступившей информации (суммы сигналов) и ее осознание, то есть: классификация объекта на абстрактном уровне, классификация объекта на объектном
уровне, отождествление и индивидуализация объекта. После этого классифицированный объект включается в базу данных личного опыта и запоминает-ся и со всеми исследованными признаками нашим мозгом, становясь элементом миропонимания человека и его сознания, как интеллектуальный, рационально-теоретический компонент.
И в четвертых, что подчеркивает особую важность исследования, на этой основе формируется мироотношение - совокупность ценностных ориентаций человека по тем или иным жизненным вопросам, непосредственно и безусловно оказывающих важное влияние на поведение человека и его характер взаимоотношений с объектами окружающей действительности.
Сегодня масштаб познавательных процессов вышел за рамки человеческой среды обитания - т.е. планеты земля, а развитие науки и техники позволяет осуществлять восприятие информации и взаимодействие между людьми в планетарном – глобальном масштабе.
В современных же концепциях глобализации, внимание авторов сосредоточено, прежде всего, на различной деятельности человека, особенно социальных: экономических, политических и культурных процессах. Однако, очевидно, что социальный процесс «глобализации» обусловлен, прежде всего, развитием мировоззрения человека, то есть системы представлений, понятий, взглядов об окружающем мире, целостного понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире, осмысления отношений и взаимосвязи между людьми в глобальном т.е. всеобщем (включающем всех человеческих индивидов) масштабе.
При этом только в минимальном количестве работ их авторы формулируют понятие феномена глобализации, дают его объектно-субъектные характеристики и т.д.
Таким образом, актуальность работы обусловлена отсутствием фундаментальных философских исследований феномена глобализации, как факта человеческого бытия, как понятийного компонента человеческого мировоззрения., что безусловно, создает большое несовпадение представлений об этом феномене бытия и его месте в современном человеческом существовании; отсюда вытекает необходимость теоретико-философского обоснования феномена глобализации и его непосредственной связи с мировоззрением человека. Эти обстоятельства логично встраиваются в рамки современной постнеклассической теории познания.
Концептуально, глобализация в мировоззрении является продолжением, современным вариантом древних мифологических и религиозных представлений о единстве, единении человечества и взаимосвязи всех людей на земле.
Понятие глобализация происходит от лат. globus – шар, фр. global – всеобщий.
Основой понятия глобализации является идея глобализации, то есть всеобщности, всеединства, всемирности, единения людей на земле.
Предпосылкой появления феномена глобализации стало последствие процессов человеческого познания: развитие научного и технического знания, развитие техники, давшее возможность отдельно взятому индивиду воспринимать органами чувств объекты, находящиеся в различных точках земли и вступать с ними в отношения, а также естественно воспринимать, осознавать сам факт этих отношений.
Феномен глобализации – это, прежде всего, представление человеческим индивидом о единстве человечества и единения, через человеческие отношения во всемирном масштабе. В истории философии на важность именно такого подхода указывает Л. Витгенштейн. В его работе «Логико-философский трактат» [2] утверждается, что мир состоит не из предметов (вещей), а из фактов. Факт выступает как нечто отличное от вещи, как некоторое отношение, как взаимодействие двух предметов. Тем самым, подчеркивается (выявляется) важное трансцендентальное условие данности мира, а именно необходимость постулирования отношений.
Осмысление глобализации приводит к фиксации данного феномена в качестве существенного элемента мировоззрения, в том числе миропонимания и мироотношения человека, которое представляет собой систему представлений (образов, созданных воображением) о мире и месте человека в нем, об отно-шении его к другим людям, о ценностях и идеалах. При этом наблюдается явление апперцепции, – то есть воспринимаемый феномен, представляясь субъекту только объектом, в действительности является "смесью" субъектив-ного и объективного, реакцией всего нашего психического содержания, вместе с его установками, ориентациями, системой оценок, ценностей и т.д., на воспринимаемое.
Набор действий людей на основе осознания глобализации, направленный на: реализацию, материализацию самой идеи глобализации в организационной форме, А.Г Дугин в своем выступлении с докладом на конференции по «глобальной безопасности», в декабре 2000 года назвал «соборной глобализацией». [3,1] По его мнению реализация идеи глобализации проявляется прежде всего в создании единого информационного пространства и организационном объединении людей для решения всеобщих (глобальных) проблем.
В то же время феномен использования определенной группой людей наличия в сознании всех людей идеи и понятия глобализации или идентичного понятия для достижения своих: политических целей, экономических и иных социальных целей уже имеют исторически сложившиеся и принятые наукой названия, которые являются понятиями. Так глобализация в политической сфере имеет название империализм то есть создание единого политического сообщества с единой структурой социальных отношений на основе единой для всех системы ценностей и единого принципа построения социальной иерархии. В экономической сфере это неоколониализм то есть создание системы дистан-ционного ведения мирового хозяйства небольшой группой людей в масштабах земли, включающей в себя единую систему принципов перераспределения и пользования экономических ресурсов, включающих в себя природные ресурсы.
В социальной сфере это процесс дифференциации человечества по определенным, в настоящее время гендерным, экономическим признакам.
При этом действия человеческих индивидов являются вторичными по отношению к феномену глобализации, однако апперцептивно воспринимаются многими людьми, как элемент феномена глобализации, более того, благодаря информационному воздействию посредством СМИ в мировоззрении людей происходит подмена понятий: определенные процессы и явления социальной жизни априорно идентифицируются с феноменом глобализации и называются глобализацией, хотя по своим свойствам эти явления имеют другое, менее приятное название, соответствующее представлениям, вызывающим отрицательное отношение. В результате этого происходит фрустральное искажение мировозрения, что существенно влияет не только на миропонимание, но и на мироотношение.
Исходя из вышеизложенного объектом данного исследования является феномен глобализации в мировоззрении человека (индивида находящегося в социальных отношениях), а предметом изучения – формирование представ-лений человека, связанных с идеей и понятием феномена глобализации.
Задачами исследования являются: во-первых, выявление историко-философского основание формирования теоретико-философского представления о глобализации в мировоззрении, особенно миропонимании современного человека. Во-вторых, это уточнение понятия глобализации в рамках современной синергийно-информационной парадигмы развития. На базе этого задачей данного исследования является разработка теоретико-философской концепции глобализации с рассмотрением теоретико-практического механизма развития представлений о глобализации и особенностей развития отношений между людьми на основе мировоззренческих представлений о глобализации.
В основе исследования, безусловно лежит изучение развития познания и формирования идей и представлений глобализации, начиная с древнейших мировоззренческих и религиозных представлений, а также истоков философии. Это позволяет нам увидеть различные специфические стороны нетождественного соотношения личностного, апперцептивного знания и бытия, через которое обнаруживается проблема формирования представления глобализации в мировоззрении. Учитывая то, что любое философское исследование носит комплексный характер, выделение конкретной группы исследований может базироваться лишь на вычленении их совокупности задач, доминирующей тенденции, конечной цели. Анализ изученной литературы позволяет выделить несколько основных групп научных работ и письменных источников, в которых в той или иной степени рассматриваются различные аспекты исследуемой нами проблемы.
Первая группа – это научные работы и письменные источники, рассматривающие явление единения человечества, которые можно разделить на четыре вида, в зависимости от содержания. Во-первых, это религиозные тексты, являющиеся основой мировоззрения древнего человека, в которых рассматриваются: существование единства человечества в прошлом и настоящем, объединение человечества в будущем с причинами и характеристикой этого объединения, существование единой системы ценностных ориентаций и законодательных норм взаимоотношений с миром – Библия, Авестийские тексты, Бхагават-Гита, Пятикнижие, откровения христианских религиозных лидеров. Во-вторых, это научные работы и письменные источники, в которых рассматривается проблема существования единства человечества в прошлом. Этот вопрос в рамках классической теории познания рассматривался Ч. Дарвиным и К. Марксом. В-третьих, это научные работы и письменные источники, в которых рассматривается представление единства человечества в будущем, а также характеристика этого объединения –то есть феномен глобализации и его осознание, осмысление. Этот вопрос в рамках классической теории познания рассматривался К.Марксом, Ф.Энгельсом и В.Лениным. В-четвертых, это научные работы и письменные источники, в которых рассматривается наличие единой системы принципов человеческих отношений и всеобщих законов бытия. Этот вопрос в рамках классической теории познания рассматривался Конфуцием, Платоном, Аристотелем.
Вторая группа исследуемых материалов – это научные работы и письменные источники, рассматривающие наличие определенных оснований единства и объединения человечества. Этот вопрос в рамках классической теории познания рассматривался Аристотелем, Гегелем, Ф. Аквинским, И.Кантом.
Третья группа – это научные работы и письменные источники, рассматривающие наличие общей мировоззренческой основы или общих особенностей сознания людей. Этот вопрос рассматривается в рамках неклассической теории познания с отказом от фундаментализма, субъективизма, наукоцентризма, связанные с изменчивостью познавательных форм, включенностью субъекта в реальный мир и необходимостью изучения до-научных и вне-научных форм и типов знания в работах М.Хайдеггера, Т.Фрезера. Этот же вопрос с герменевтических позиций рассматривается в работах З.Фрейда, К. Юнга, В. Вундта.
Четвертая группа – это научные работы и письменные источники, рассматривающие наличие изначального всеобщего представления о единстве человечества. Этот вопрос рассматривается в рамках неклассической теории познания с отказом от фундаментализма, субъективизма, наукоцентризма, связанные с изменчивостью познавательных форм, включенностью субъекта в реальный мир и необходимостью изучения до-научных и вне-научных форм и типов знания в работах Т.Фрезера, Вернадского, Чижевского, Циолковского (и т.д.) Этот же вопрос с герменевтических позиций рассматривается в работах К.Юнга, С.Грофа.
Пятая группа – это научные работы и письменные источники, в которых центральные вопросы теории познания содержат проблемы человека, связанные с получением знаний, осмыслением феномена глобализации. Их можно разбить на три подгруппы в зависимости от содержания.

продолжение следует
глобализация
процессы глобализации
глобализация в сознании
 

Hosted by uCoz