Преподавание обществознания на современном этапе развития общества
Новое время, развитие мировых процессов международной интеграции, компьютеризация и глобализация, требуют переосмысления содержания и существующих методов преподавания гуманитарных социально-экономических дисциплин в системе среднего профессионального образования.
Ведь не секрет, что гуманитарные социально-экономические дисциплины, особенно обществознание, несут в себе не только полезное теоретико-познавательное или практическое содержание, но и что наиболее важно, формируют мировоззрение будущих молодых специалистов. А, как известно, именно мировоззрение является той жизненной основой, которая помогает человеку правильно и эффективно решать текущие жизненные задачи и проблемы, ставить жизненные цели и адаптироваться к изменениям окружающей действительности. Не имея четкой системы представлений, позволяющей анализировать обилие постоянно получаемой каждым человеком информации, жизненные события и общественные явления, значительно снижается ценность молодого специалиста, как человека способного допускать ошибки в осознании изменений общественной жизни и неспособного правильно оценивать новые жизненные реалии.
В Европе и США уже давно гуманитарным дисциплинам, негласно, отводится ведущая роль в формировании мировоззрения молодежи. Например, английские и американские социологи в своих лекциях и публикациях неустанно пропагандируют свои национальные ценности, как основу миропонимания и образец для подражания их другими народами. Система основных мировоззренческих представлений при этом постоянно совершенствуется, детально разрабатывается и популяризируется общественными организациями и общественными движениями, финансируемыми государствами и частными гуманитарными фондами. Все это поддерживается национальными СМИ.
В России на преподавателей гуманитарных дисциплин, в отсутствии четкой государственной мировоззренческой доктрины культурных ценностей, возлагается огромная ответственность не только по формированию мировоззренческих основ системы восприятия окружающего мира у учащихся средних специальных учебных заведений, но и по защите сознания молодежи от агрессивной пропаганды потребительских ценностей и идеологических штампов, внедряемых в сознание молодежи с помощью современных манипулятивных технологий, международными макроэкономическими корпорациями. Неконтролируемая оккультурация и смена традиционной системы ценностных жизненных ориентаций на «общестандартную» способствует формированию негативно-потребительского отношения к своему государству и обществу, стремлению к эмиграции, аполитичности. Ведь все это сказывается не только на эффективности жизнедеятельности отдельного человека, но и в конечном итоге на всем обществе в целом. Ведь как неоднократно подчеркивали российские и зарубежные обществоведы, на основе глобализации сознания, формирующаяся сегодня глобальная культура («глобализация») формирует и новую серию социальных проблем, причем глобального характера. И только традиционное государственное мышление, гражданское самосознание, патриотизм, с соответствующей системой ценностных ориентиров, является той основой, которая наиболее эффективно может минимизировать отрицательное влияние современных социальных процессов.
Поэтому, важным содержательным элементом лекций по обществознанию сегодня должно стать подробное рассмотрение современных социальных проблем, связанных с усилением разрыва уровня жизни между экономически развитыми и «периферийными» государствами, циклическими экономическими кризисами, растущим ослаблением социальных институтов семьи и гражданства в связи с процессом глобализации, демографическими тенденциями, экологическими изменениями, деструктивным влиянием рекламы и т.д.
При этом в процессе преподавания стоит опираться не только на научно-теоретическую базу, имеющуюся в учебниках по обществознанию, но и использовать разнообразную статистику, статьи социологов, философов, политологов, психологов, историков н6аглядно показывая учащимся, как различные события общественной жизни влияют на общественные отношения и формируют тенденции общественного развития. Для этого сегодня существуют все возможности: и наличие большого количества публикаций в литературе, имеющейся в свободном доступе в публичных библиотеках, и множество публикаций в интернете и рунете.
 

Hosted by uCoz