Социокультурные ресурсы Челябинской области
Данный материал подготовлен при финансовой поддержке РГНФ, проект 07-03-00393а, тема "Исследование социкультурных ресурсов территории в рамках муниципальной реформы: институциональный аспект".

Краткий обзор социокультурных ресурсов
Челябинской области

Челябинская область в настоящее время является одной из наиболее развитых в социально-экономическом отношении областей Российской Федерации. Основными бюджетообразующими отраслями области являются: черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, горнодобывающая и химическая промышленность.
Население области (на 2005г.) составляет 3550,4 тыс. человек. По национальному составу: 82% - русские, 5,7% - татары, 4,6% - башкиры, 2,1% - украинцы, 0,8% - немцы, 0,6% - белорусы, 0,5% - мордва, 0,1% - казахи, 0,1% - чуваши, 0,1% евреи, другие национальности - 3,4 %. Сельское население составляет 655,6 тыс. человек (18,5% от всего населения области).
Наиболее крупными городами области являются: Челябинск (более 1млн. жителей), Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Троицк, Копейск, Коркино.
Челябинская область обладает значительными социокультурными ресурсами (историко-культурное наследие, памятники природы, учреждения науки, искусства и культуры, средства коммуникации, человеческий капитал и общественные движения, областные программы по поддержке, развитию и использованию имеющихся социокультурных ресурсов).
Историко-культурное наследие
В настоящее время в Челябинской области на государственном учете находятся около 2000 объектов историко-культурного наследия, из них более 600 зарегистрированы в государственном реестре.
Среди исторических памятников Челябинской области около 3000 объектов имеют археологическую ценность. Среди них: всемирно - известный комплекс древних городищ-поселений Аркаим (III-II тыс. до н.э.), древняя стоянка первобытного человека Богдановка, археологический комплекс Кесене, курганный могильник Путиловская Заимка, погребальные сооружения курганного типа (Менгиры), пещерный комплекс обитаемых стоянок первобытного человека в долине реки Ай. На территории области имеется 184 памятника архитектуры (в т.ч. 101- федерального значения), 158 памятников истории, 74 памятника монументального искусства, множество памятных мест исторических событий (Пугачевские места, места боевых действий времен гражданской войны), геолого-геоморфологический памятник Игнатьевская пещера, памятник природы, истории и культуры Пороги, один из крупнейших минералогических музеев - Ильменский минералогический музей, несколько заповедников (например, Ильменский заповедник).
9 городов области имеют статус исторических населенных мест: Златоуст, Касли, Верхнеуральск, Троицк, Челябинск. Кыштым, Миньяр, Магнитогорск, Миасс. В Златоусте, Верхнеуральске, Троицке и Челябинске сохранились градостроительные ансамбли 19 века (в т.ч. 120 зданий культовой архитектуры, здания общественного назначения, памятники промышленной архитектуры).
Историко-культурное наследие Челябинской области связано с такими людьми как ученый-биолог, академик 18 академий мира Чижевский Александр Леонидович - основоположник гелиобиологии и аэроионификации, впервые в мире использовавший ионотерапию для лечения больных с огнестрельными ранами, ожогами, язвами в 1941-1942гг.; ученый-естествоиспытатель Тимофеев-Ресовский Николай Владимирович - основатель радиационной генетики и биогеноценологии, создатель уральской школы радиоэкологии, автор учения о микроэволюции; ученый-металлург Аносов Павел Петрович - основоположник качественной металлургии в России, впервые применивший микроскоп для исследования строения стали в созданной им Златоустовской лаборатории; актер и режиссер Оболенский Леонид Леонидович - один из создателей Советского кинематографа; Исаак Моисеевич Зальцман - легендарный директор Кировского завода в Челябинске, организатор центра танкового производства на Южном Урале в 1941-1942гг., впоследствии нарком танковой промышленности; Кролл Анатолий Ошерович - джазовый музыкант, чье имя занесено в Энциклопедию 200 выдающихся деятелей современности; Шишов Кирилл Алексеевич - поэт, писатель, краевед, общественный деятель, автор 30 научных работ, а с 1987г. председатель Челябинского областного фонда культуры.
Жители Челябинской области знают о своих земляках: восьми - Дважды Героях Советского Союза, более четырехстах Героях Советского Союза, 16 Героях России, более 100 полных Кавалеров Орденов Славы, 40 Героях Труда, 500 Героях Социалистического Труда, 16 полных Кавалерах Ордена Трудовой Славы, более 100 членов академий наук, 11 народных артистах СССР, около 50 - народных артистах РСФСР и РФ, 5 народных художниках, около 2000 лауреатах различных премий Советского Союза и 200 лауреатов Российских премий в области науки, культуры и искусства, 10-и почетных гражданах Челябинской области, 40 победителях и призерах Олимпийских Игр. Некоторые казачьи поселки Челябинской области имеют названия: Париж, Берлин, Варна, Фершампенуаз, дарованные Российским Императором Александром I в честь воинских заслуг Оренбургского казачьего войска в Отечественной войне 1812 года.
Памятники природы:
В Челябинской области имеется много памятников природы, в т.ч. 18 ботанических памятников (липовый бор около г.Аши, Булатовский, Васильевский, Демаринский кедровые боры, Дуванкульский или Хомутининский бор), более 600 пещер, шахт и гротов, территория национальных парков Таганай и Зюраткуль, 68 гидрологических памятника природы, 66 - геологических, 42- ботанических, 6 - комплексных. В области имеется 3602 реки, общей протяженностью около 18 тыс.км, около 1,5 тыс. озер общей площадью 2125 кв.км (в т.ч. 13 имеют площадь более 20 кв.км: Дуванкуль, Иртяш, Иткуль, Тургояк, Увильды), 390 водохранилищ и прудов (в т.ч. наиболее крупные - Аргазинское, Верхнеуральское, Иремельское, Шершневское). Многие озера области являются местами массового отдыха. На территории области расположены несколько горнолыжных курортов (например, Абзаково).
Учреждения образования и культуры:
В Челябинской области имеется 25 государственных и 10 частных вузов (не считая 11 филиалов вузов из других городов), 1502 дошкольных образовательных учреждения, 1548 общих образовательных учреждения, 174 учреждения профессионального образования, 12 театров (634 тыс. зрителей в год), 3 концертных объединения, 199 киноустановок (1147,1 тыс. посетителей в год), 18 национально-культурных центров, 862 муниципальных Домов культуры (866 ИДУ - 5284 коллектива клубного формата, 79661 участников), 46 государственных и муниципальных музеев (более 582,1 тыс. посетителей в год), в т.ч. 5 - художественных, 4 научных, 33 - краеведческих, 4 - выставочных музейных комплекса) и более ста школьных музеев истории и боевой славы, множество частных и общественных музеев, музеев предприятий и организаций.
В Челябинской области имеется 908 библиотек (в т.ч. 604 - сельских). Количество читателей - 1370750 человек (38,22% населения). Область участвует в мегапроекте "Пушкинская библиотека", что позволяет комплектовать сельские библиотеки (600-700 комплектов). С 2004 года производится постепенная модернизация сельских библиотек (в настоящее время в области существует 5 модельных сельских библиотек в т.ч. Тимирязевская, Селезян, Красносельская). В 2007 г. планируется перевести в разряд модельных еще 21 сельскую библиотеку. При модернизации библиотек, в них, в соответствие с программой Министерства культуры РФ и Челябинской области, приобретается новое компьютерное оборудование с доступом в интернет и комплекты новой литературы (в т.ч. учебники и учебные пособия, отраслевые справочники). Подготовка помещения библиотек, при их модернизации, осуществляется за счет местных бюджетов.
Современные средства коммуникации:
К телефонной сети местной связи компании «Уралсвязьинформ» в Челябинской области подключено 851 тыс. абонентов. До всех городов и районов области доведены цифровые линии, которые дают гарантированное качество связи. В Челябинской области в 2006-2007 гг. установлено 1179 универсальных таксофонов в 1131 населенном пункте области, при этом выполнено условие: время, в течение которого пользователь достигает таксофон без использования транспортного средства, не превышает один час. В 2007-2008 году продолжается установка универсальных таксофонов. К концу 1 квартала 2008 года в Челябинской области будет установлено еще 146 универсальных таксофонов.
Доступ к сети передачи данных SUrNet есть во всех городах и районных центрах области. Только к сети SUrNet (компании «Уралсвязьинформ») подключено 100 тысяч интернет-пользователей. Кроме того, в 2006-2007 году подключены к Интернету все школы области – 1216 образовательных учреждений. Кроме того, в 2007 году «Уралсвязьинформ» приступает к подключению к сети Интернет медицинских учреждений Челябинской области, что позволит посредством резко увеличить возможности по профилактическому обследованию населения сельской местности в удаленных и труднодоступных населенных пунктах.
К сети сотовой связи стандарта GSM ОАО «Уралсвязьинформ» в Челябинской области подключено 820 тыс. абонентов мобильной связи. Доступ к услугам сотовой связи имеют 97 % населения области. В городах области – 100 % населения, в сельских районах – 90 % населения.
В настоящее время не всем жителям области в полном объеме доступен прием эфирных телеканалов – в отдаленных населенных пунктах прием ограничивается 2-3 телеканалами. Идет освоение других технологий телетрансляции: цифровое телевидение DVBT, кабельное телевидение, технологию IPTV (передача телепрограмм по сети передачи данных и ряд интерактивных услуг).
Человеческий капитал:
Численность экономически активного населения Челябинской области составляет 1 млн. 789 тыс. человек. Официально зарегистрированных безработных - 70,6 тыс. человек в т.ч. молодежи - 30%. Уровень безработицы по области -1,3% (при расчете методом МОТ 2,2%) в сельских районах - 4%. 8-12% населения области работают неполный рабочий день. Скрытая безработица составляет около 28%. Большая нехватка квалифицированных рабочих ощущается в строительной сфере и на заводах в крупных городах Челябинской области, особенно в машиностроении, где средний возраст работников - 53 года. Это обуславливает постоянный поток миграции рабочей силы из сельской местности в города области. При этом, в 2006 году высшими, средне-специальными и профессиональными учебными заведениями Челябинской области подготовлено примерно равное количество специалистов, что еще больше приводит к нехватке квалифицированных рабочих и избытку специалистов с высшим образованием. В связи с этим, на 2008 год Челябинская область получила от Правительства РФ квоту для привлечения 34000 трудовых мигрантов.
Общественные движения:
С 90-х годов прошлого столетия в Челябинске началось формирование общественных объединений и их попытки найти свое место в новой системе социально-экономических отношений. В общественных объединениях "За ядерную безопасность", Центр "Информ-проект", "Береги себя" (Челябинск), "Первый снег" (г.Нязепетровск), "Экология" (г.Снежинск) шло активное формирование собственных методологических групп, перспективно мыслящих тренерских команд. Ими осуществлялись проекты, направленные на становление общественного сектора в Челябинской области. Фактически, лидеры общественных объединений выступили инициаторами и проводниками идей стратегического развития, независимости от официальных структур, необходимости влияния общественности на принятие политических решений. Важной целью многих общественных объединений стало формирование общественного мнения. Среди основных направлений целевой деятельности общественных организаций Челябинской области можно выделить: экологическое (общественное движение "За ядерную безопасность", экологическая группа "Айгуль", эколого-просветительская общественная организация "Теча"), правозащитное (областной фонд "Рука помощи", Челябинское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал", снежинская городская общественно-просветительская группа "Шаг навстречу", областное общественное правозащитное движение "Право: дети, молодежь, политика", общественная организация "Правосознание"), поддержка социально незащищенных категорий населения (объединения ветеранов, "Объединение пожилых людей", "Особые дети", фонд "Береги себя"), развитие общественных инициатив (фонд "Рука помощи", "Женская сеть на Урале", "Фатиха"). Всего в области действует 26 благотворительных организаций, 58 ветеранских и военно-патриотических, 29 детских и молодежных, 12 женских, 86 организаций инвалидов, 27 национально-культурных центров, 23 правозащитных организации, 34 организации промышленников и предпринимателей, 28 творческих объединений, 44 научных, просветительских организации, 8 экологических, 12 медицинских, 53 спортивных общества, 13 организаций по вопросам охраны природы, 17 организаций по поддержке НКО, 7 организаций матерей военнослужащих, и д.р. (всего более тысячи).
Областные программы по поддержке, развитию и использованию имеющихся социокультурных ресурсов:
В Челябинской области реализуется большое число федеральных, региональных и местных программ по поддержке, развитию и использованию имеющихся социокультурных ресурсов: областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области на 2008-2010гг.", ежегодная программа - конкурс грантов для студентов, аспирантов и молодых ученых, финансируемый совместно Правительством Челябинской области и Минобразования РФ, региональная программа «Дети Южного Урала», федеральная целевая программа «Дети России», программа «Информатизация систем образования», областная целевая программа реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2006-2007гг., программа модернизации библиотек Челябинской области, и т.д.
  Экспертный анализ использования
социокультурных ресурсов Челябинской области

Историко-культурное наследие:
Важным элементом развития и использование ресурсов историко-культурного наследия Челябинской области является развитие туризма. Следует отметить, что в Челябинской области отсутствует областная стратегия развития местного туризма. В области действует более сотни разрозненных туристических фирм, предлагающих ограниченное количество туристических маршрутов местного значения. Эко-туризм не развит. Множество музеев и памятников археологии, природы, истории и культуры не используются или слабо используются в туристических целях. Большинство мест туристического отдыха имеет недостаточно развитую инфраструктуру сервиса. Стоит отметить, что на Аркаиме (археологический памятник, имеющий не только историческую, но и геополитическую ценность) за 20 лет использования не построена гостиница (при посещаемости более 25000 туристов ежегодно бронирование мест на все летние выходные производится в январе каждого года). VIP-места - с туалетом на улице, а обычные места для туристов - строительные вагончики и палатки. При этом, вместо развития туристической инфраструктуры, несмотря не неоднократные обращения представителей различных учреждений, общественности в Министерство Челябинской области, имеются факты попыток деструктивного влияния на деятельность работников историко-культурного центра "Аркаим" со стороны представителей ученого сообщества и общественных структур псевдо-патриотической направленности, связанного с проявлением активности работников научного центра в развитии туризма и пропаганде культурного достояния области. Достаточно отметить, что руководитель историко-культурного центра "Аркаим", в прошлом один из организаторов общественной защиты памятника от затопления, профессор, доктор исторических наук Г.Б.Зданович, был в 2006 году исключен из Челябинского филиала института археологии Уральского отделения РАН "по сокращению штатов" (по сведениям из достоверного источника) после общения одного из известных российских ученых с руководством Уральского отделения РАН, одновременно с публикациями в СМИ критики работников центра "Аркаим" за "ненаучную деятельность". В лучшем случае, развитием туризма в Челябинской области занимаются энтузиасты (так археолог В.Юрин за несколько лет экспедиций на собственные средства при общественной поддержке открыл на Южном Урале больше обитаемых древним человеком пещер, чем было открыто за всю предыдущую историю Южного Урала). Все это, и в первую очередь неразвитость туристического сервиса и недостаточность финансирования программ по развитию туризма, не позволяет в полной мере использовать социокультурные ресурсы области для развития туризма, особенно привлечения туристов из других стран. При этом, в летний сезон, по экспертным данным потребность в местах отдыха в несколько раз превышает существующие ресурсы, а цены в местах массового отдыха сравнимы с ценами на курортах Краснодарского Края, Крыма и Турции.
Памятники природы:
При большом количестве рек и озер, водоснабжение Челябинска находится в критическом состоянии из-за нехватки воды (город находится в зоне неустойчивого водопользования - 0,1 млн. кубов воды в секунду, что в 15 раз меньше, чем в городах с населением более одного миллиона жителей). Озера (практически каждое сельское муниципальное образование имеет на своей территории водный ресурс) в целом используются недостаточно. Только на наиболее крупных озерах, или имеющих валеологическую ценность, есть места массового отдыха, и в единичных случаях озера используются для системного разведения рыбы.
Учреждения образования и культуры:
При достаточно большом развитии в Челябинской области системы образования и культуры следует отметить следующее:
- за период 2003-2005гг. наблюдается сокращение количества дошкольных образовательных учреждений на 1% с увеличением численности детей в них на 10%. В Челябинке родители многих детей вынуждены записываться в очереди на детский сад с ожиданием в течение пяти-шести лет. Также в этот период наблюдалось сокращение количества учреждений общего и профессионального образования, на 0,1% и 1,5% соответственно;
- при большом количестве Домов культуры и библиотек (практически в каждом сельском муниципальном образовании есть библиотека и ДК) выражена недостаточность финансирования, не позволяющая развивать культурную деятельность (в основном применяется клубный формат и организация гастрольных мероприятий), а библиотекам обновлять фонды. Потребность в новых кадрах для сельских библиотек составляет около 25%. Можно отметить отрицательную динамику развития социокультурных ресурсов области. Так с 2002 по 2006гг. уменьшилось количество сельских библиотек с 911 до 908, учреждений культуры с 984 до 866 (клубных формирований с 5441 до 5284, участников клубных формирований с 105,3 тыс. человек до 79661). В реальности, даже эта статистика не отражает всей глубины ухудшения использования социокультурных ресурсов области, что было выявлено при посещении культурных учреждений Аргаяша, Дербишева, Хомутинино;
- несмотря на большое, в прошлом, развитие народных промыслов (особенно изготовление ювелирных украшений, произведений культуры и искусства из природных материалов, чугунное литье, изготовление подарочного холодного и огнестрельного оружия), этот ресурс также недостаточно используется для развития области;
- отсутствует (неизвестна преподавателям учебных заведений Челябинской области) стратегия развития образования, критерии оценки качества образования. Внедрение инновационных технологий в системе образования Челябинской области не обеспечены необходимым информационным, программным обеспечением, не проведено обучение большинства преподавателей, отсутствуют учебники по новым программам школьных дисциплин. Введение конкурсного приобретения товаров и услуг для вузов привело к фактической остановке процесса материального обеспечения учебного процесса (заправку картриджа в вузе надо ждать около года). В несколько раз возросла бюрократизация учебного процесса. В результате выявлен рост увольнений среди преподавателей и несоответствие качества подготовки выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений профессиональным требованиям на рынке труда;
- сотрудники центра трансферных технологий при Челябинском областном отделении РАН, действующие в рамках федеральной программы и работающие с научной общественностью - некомпетентны в своей деятельности. Более того, в этом учреждении науки зафиксированы случаи пьянства персонала на рабочем месте и нецелевое расходование средств (коррупция);
- программа развития инновационной деятельности в Челябинской области имеет явные признаки неэффективности. В ней на семинары для руководителей государственных учреждений, органов местного самоуправления по управлению результатами интеллектуальной деятельности предусмотрено всего 100 тысяч рублей в год. Для презентации научных достижений ученых Челябинской области в международных, федеральных и региональных выставках в программе предусмотрено всего 700 тысяч рублей в год, а на деятельность областного информационного центра - 2млн. рублей в год. Для сравнения: на объединение сельских муниципальных поселений предусмотрено около 100 млн. рублей;
При этом, в результате сложности межбюджетных отношений, в настоящее время, сельские муниципальные образования не могут обеспечить необходимое финансирование учреждений культуры на своей территории, тем более - их развитие.

Средства коммуникации:
Следует отметить, что при всеобщей компьютеризации школьных учреждений и библиотек, интернет остается малодоступным для малообеспеченных граждан, так как подключаются к интернету в основном ПК, находящиеся в кабинетах директоров государственных и муниципальных учреждений с ограничениями доступа к этим интернет-ресурсам сельского населения.
Человеческий капитал:
Существует выраженная диспропорция в характере спроса и предложения на рынке труда, которая усиливается большим притоком на рынок труда специалистов с высшим образованием, низкой заработной платой в государственных учреждениях, несоответствием условий труда и размером ЗП на предприятиях. В сельской местности ощущается нехватка квалифицированных специалистов в связи с низкой ЗП и низким по сравнению с крупными городами области качеством жизни.
Общественные движения:
Несмотря на большое количество общественных организаций, многие из них ведут несистемную, непостоянную деятельность, разрозненны, не связывают свою деятельность с развитием "третьего сектора". Наиболее активно действуют общественные организации, имеющие государственное прямое или косвенное финансирование, выполняющие государственные заказы на проведение определенных социальных мероприятий. Часть общественных организаций существует за счет грантов и спонсорских пожертвований на определенные общественные мероприятия. В реальности на территории Челябинской области действуют только 2-3 независимых от власти общественных организации.
Таким образом, в Челябинской области не сформировался "третий сектор" как социальный институт, способный обеспечить общественное развитие. Общественные организации малочисленны, или их численность является номинальной, а деятельность осуществляется небольшим числом лидеров. В области не создана законодательная база и информационное пространство, способствующие развитию общественных организаций. Органы власти продолжают рассматривать деятельность общественных объединений как посягательство на их функции и поддерживают низкий уровень информирования общественности о социальной деятельности, что способствует развитию недоверия между властью и общественностью. Часто социально-полезная деятельность общественных организаций блокируется представителями государственных учреждений. Так имеются факты отказа в предоставлении архивной информации по вопросам репрессий 30-х - 50-х годов представителям ученого и журналистского сообщества Челябинска (в Государственном архиве зафиксирована двойная кодировка материалов). До общественности далеко не всегда доводится информация о государственных социальных программах, в которых могут принимать участие общественные организации. Нет системы реального общественного контроля за расходованием государственных средств. Основная часть экономически независимых от власти общественных организаций действует на территории Челябинска, охватывая общественной деятельностью часть территории области лишь эпизодически.

Ход муниципальной реформы:
В Челябинской области только 10 из 247 сельских муниципальных поселений не передали большую часть полномочий в районные органы власти. Подавляющее большинство сельских муниципальных образований дотационные, что создает сложности в межбюджетных отношениях и образует финансовую зависимость глав сельских муниципальных образований от глав сельских муниципальных районов.
Ни в одном документе или программе развития Правительства Челябинской области или Министерств Челябинской области не удалось обнаружить рассмотрение вопросов участия сельских муниципальных поселений в деятельности, реализации государственных и местных программ на территории Челябинской области. Участниками областных мероприятий в соответствие с документами Правительства Челябинской области являются сельские муниципальные районы и городские муниципальные образования. В уставных документах районных муниципальных образований достаточно поверхностно отражены правила и порядок межмуниципальных отношений (в этих вопросах, как правило, просто делаются ссылки на действующее законодательство РФ). Таким образом, можно констатировать наличие четкого законодательного барьера между государственными учреждениями, органами исполнительной власти с одной стороны и администрацией сельских поселений с другой.
Более того, в постановлении № 3 от 4 октября 2006 года коллегии Министерства культуры Челябинской области «О реализации положений Федерального Закона 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» во вновь образованных поселениях» на примере Еманжелинского муниципального района сказано:…" полномочия по организации библиотечного обслуживания, создания условий для организации досуга населению переданы от поселений муниципальному району на основе соглашений. Тем самым создана оптимальная система управления в сфере культуры, соответствующая положениям Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»".
Практически отсутствует научное сопровождение и научное обоснование программ и проектов государственных муниципальных учреждений. Отсутствует общественная и научная экспертиза регионального законодательства по вопросу поддержки местного самоуправления и межмуниципального взаимодействия в соответствии с ФЗ № 131. Отсутствует общественная и научная экспертиза регионального законодательства для выявления нормативных актов мешающих развитию местного самоуправления и межмуниципального взаимодействия в соответствии с ФЗ № 131, а также взаимодействию федеральных, региональных, муниципальных органов власти. Более того, отсутствует система координации деятельности между государственными учреждениями различных министерств и ведомств.

Hosted by uCoz